Педагогическая деятельность как система

В центре любой педагогической системы находятся личности учащегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некоторых исследованиях наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Так, В.П. Беспалько определяет в качестве одного из элементов педагогической системы "преподавателей или опосредующих их педагогическую деятельность средств обучения". Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.

Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незаметна, личность преподавателя остается полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализуемых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обучающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессиональных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы. На уровне системы конкретного учреждения образования таким субъектом выступает весь педагогический коллектив.

Личность студента, являясь своеобразным "объектом-субъектом" педагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели: определение целей своей педагогической деятельности преподаватель осуществляет не только на основе социального заказа, содержащегося в требованиях к личности специалиста, в государственном стандарте образования, но прежде всего через соотнесение данного заказа с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучения их образовательного потенциала и проектирования перспектив профессионально-личностного развития.






<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>